Молодому педагогу

Пять советов молодому педагогу

1. Неустанно овладевайте методическими приёмами активизации работы учащихся на уроке. Чем активнее задействованы учащиеся в процессе обучения, тем успешнее проходит урок.

2. Искренне любите свой предмет, детей, свою работу.

3. Непрерывно развивайте свой педагогический артистизм. Успешность образовательного процесса во многом зависит от педагога с развитой и ярко выраженной индивидуальностью. Важную роль играет такое неповторимое явление, как педагогический артистизм. Развивайте свои артистические способности, и они помогут Вам не только выразительно преподнести учебный материал, но и будет способствовать созданию благоприятной атмосферы на уроке.

4. Постоянно учитесь чувствовать ученика. Развитость эмпатии в большой степени влияет на процесс обучения. 

5. Настойчиво стремитесь стать профессионалом.

Успехов Вам в достижении профессионализма!!!

 

Современный урок.

Требования к современному уроку

 (Методические рекомендации учителю)

          Урок – это  форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты образовательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

          Планирование любого урока начинается с осознания и правильного, чёткого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

          Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов образовательного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

          В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

          уроки изучения нового учебного материала;

          уроки совершенствования знаний, умений и навыков;

          уроки обобщения и систематизации;

          комбинированные уроки;

          уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

          Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-путешествие; круглый стол; урок-состязание; пресс-конференция; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра "Следствие ведут знатоки"; актуальное интервью; аукцион знаний; урок-диспут; урок-турнир; ролевая деловая игра; игра "Волшебный конверт"; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; урок творчества; математический хоккей.

          Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

         При составлении структуры урока следует учитывать закономерность, согласно которой постоянными этапами на каждом уроке являются организационный инструктаж и инструктаж по домашнему заданию.

        Ученик, которому не объяснили, как нужно делать домашнее задание, скорее всего не выполнит его или, в лучшем случае, спишет у товарища. Таким образом, возможность домашнего осмысления и усвоения учебного материала теряется, что снижает общую эффективность изучения темы. Остальные этапы урока: изучение нового материала, проверка и анализ домашнего задания, закрепление изученного материала, расширение и углубление знаний могут варьироваться учителем в зависимости от этапа изучения темы и образовательных задач урока.   

          Запомним: цель урока → тип урока → структура урока → расход времени на различных этапах урока. Поскольку цели уроков разнообразны, разнообразны будут их типы и, соответственно, структуры. Рассмотрим их:

Структура урока изучения нового материала

  1. Организационный момент 1-2 мин.
  2. Подготовка к изучению нового материала   5-7 мин.
  3. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников       1-5 мин
  4. Ознакомление с новым материалом    20 мин.
  5. Первичное осмысление и применение изученного        10 мин.
  6. Подведение итогов урока   3 мин.
  7. Сообщение домашнего задания и инструктаж      5 мин.

Структура урока обобщения и систематизации знаний

  1. Организационный момент 1-2 мин.
  2. Сообщение темы, цели урока      1 мин.
  3. Проверка домашнего задания      3 мин.
  4. Выполнение учащимися различного рода заданий обобщающего и систематизирующего характера.          10 мин.
  5. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости)        15 мин.
  6. Формулирование выводов по изученному материалу   5 мин.
  7. Оценка результатов урока 3 мин.
  8. Подведение итогов урока   3 мин.
  9. Сообщение домашнего задания  4 мин.

         Итак, цель урока определяет тип урока, тип определяет его составные части, то есть структуру, а структура – расход времени на различных этапах, что позволяет обеспечить его оптимальный расход. Всё это в совокупности обеспечивает успешное решение поставленных перед уроком задач, и, что не менее важно, избавит детей от изнуряющего однообразия структур уроков по всем предметам в течение одиннадцати лет обучения в школе.

         Каждый из нас талантлив в чём – то, а вместе мы гениальны!

ЖЕЛАЕМ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Несколько советов по подготовке нестандартного урока:

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения. 

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5 . Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости. 

7. Нестандартные уроки нравятся детям, так как они творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Но не следует слишком часто проводить нестандартные уроки, так как они станут традиционными и уровень эффективности снизится.

 

Совершенствование  организационно-методической культуры педагогов через систему самообразования

          Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.

         Самообразование учителя   -  целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Выбор темы самообразования.

         Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.

  1. «Интерактивные методики на уроке»;
  2.  «Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля»;
  3. «Работа с одаренными детьми»;
  4. «Дифференцированное обучение».

         Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

         Целями самообразования могут быть:

         повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

         изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения.

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

         Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть: методическая литература семинары и конференции; мероприятия по обмену опытом; курсы повышения квалификации; уроки коллег и т.д.

         На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

В плане указываются: название темы; цели; задачи; предполагаемый результат; этапы работы; сроки выполнения каждого этапа; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчета по проделанной работе.

         Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Например: повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.

         Формами отчетных работ могут быть: обобщение опыта; доклад;

презентации результатов работ перед педагогическим коллективом и др.

         По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

         Уважаемые коллеги! Образовательное направление в системе образования требует педагога нового типа. Современная школа испытывает потребность в учителе не только знающем свой предмет и способном объяснить ученикам материал, но и умеющим грамотно управлять учебной деятельностью учеников.

Памятка по самообразованию

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

¨     Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов  диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др., которая является для вас главной и решение которой могло бы дать  устойчивые положительные результаты.

¨     Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, кодекс, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

 

Подбор литературы:

¨     Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

¨     Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

¨     Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

¨     Включите современные взгляды на проблему

¨     Используйте опыт работы педагогов других УО.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

¨     По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

¨     Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,  в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

¨     Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

¨     Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

¨     Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

¨     Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

¨     Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

 Развитие познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

           «Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идёшь» гласит вьетнамская пословица. 

         Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?

         Развивать познавательный интерес каждого  учащегося, причем развивать с 1-го класса.

         Возбуждению интереса способствуют условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результатов своих усилий. Французский писатель и литературный критик Анатоль Франс считал, что учиться надо только весело: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Учеба должна вызывать  у ребенка радость познания, понимание того, что каждый урок чем-то его обогатит, откроет для него что-то новое. А учитель должен идти в школу, чтобы увидеть светящиеся глаза счастливых детей, черпать в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что сегодня сможешь подарить им радость... радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам.

         Основной формой работы, где учащиеся  получают  и  «переваривают»  знания остается урок. В.А.Сухомлинский писал: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Очень важно учителю изучать методическую литературу, повышать свой профессиональный уровень, заниматься самообразованием и во время проведения урока  использовать огромный опыт, накопленный талантливыми отечественными методистами в совокупности с новыми  педагогическими технологиями.                                      

        Развитию познавательной  активности учащихся способствуют:

нестандартные уроки; факультативные занятия; стимулирующие занятия; республиканские и районные конкурсы, научно-практические конференции; республиканские олимпиады, предметные недели; традиционные  уроки; внеклассные  мероприятия, а  также новые педагогические технологии: игровые технологии, информационные технологии, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения и др.

         Для развития учебно-познавательного интереса, как на уроках, так и во внеклассной деятельности, существует множество различных методов и приёмов.   Занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в школьном учебном процессе.

         Использование занимательного материала, познавательных заданий и вопросов, игрна уроках и во внеклассной деятельности помогает активизировать учебный процесс, поддерживает интерес к изучаемому, а также снимает утомление.  Эти методы и приемы существуют  и используются в работе учителей. 

         Изменение целей современного образования повлекло  за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Это привело к переходу от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом мотивированной, сознательной учебной деятельности. Чтобы это получилось, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях.

         Немалую роль играют в обучении  школьников    информационные технологии. Уместное использование материалов электронных энциклопедий, мультимедийных альбомов, электронных программ по предметам   способствует развитию познавательной активности каждого ребенка.

            Только разумное сочетание традиционных и современных методов, форм, видов и средств обучения, а также применение  информационных технологий способствует формированию познавательной активности  школьников, как на уроках, так и во внеклассной деятельности.

          Внеурочная деятельность, правильно организованная учителем, активизирует познавательный интерес и  увлекает учащихся  больше, чем  самый интересный  урок. Здесь они могут раскрыться, проявить свою фантазию, показать свой талант, свое умение в определенном виде деятельности.

 

Варианты формулировки целей уроков разных типов

                                                               Посредственный учитель излагает;

                                                              хороший учитель объясняет;

                                                               выдающийся учитель показывает;

                                                             великий учитель вдохновляет!

                                                                                                                   Л.Толстой

Тип урока

Примерные формулировки целей

Формирование новых знаний

 

Учащиеся должны:

-иметь представление о ….

-иметь общие понятия о …

-распознавать …

- понимать содержание …

-ориентироваться в причинно – следственных связях …

- уметь выявлять закономерности …

Формирование новых умений и навыков

 

- уметь применять знания в стандартной ситуации;

- уметь самостоятельно выполнить задание …

- уметь раскрыть способ выполнения задания …

Закрепление и совершенствование знаний

- знать конкретную информацию …

- уметь (решить, провести анализ, сформулировать) …

- уметь воспроизводить полученные знания …

Систематизация и обобщение учебного материала

- знать …

- уметь систематизировать учебный материал …

- уметь делать обобщение ….

Проверка и оценка знаний

В зависимости от уровня контроля( знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень)учащиеся должны:

- уметь узнавать при внешней опоре ..

- уметь узнавать по образцу ..

- уметь воспроизводить по предложенному алгоритму ..

- уметь осуществлять перенос знаний в изменённую ситуацию ..

  

 Каментарый атрыманых вучнямі адзнак

(магчымы варыянт)

Бал

Магчымы каментар

Парады вучню

2

У цябе ўжо ёсць поспехі. Ты ўмееш выбіраць правільныя адказы з прапанаваных. 

Уважліва чытай тэкст падручніка: запомні галоўныя тэрміны і паняцці.

4

Малайчына! Ты завучыў вучэбны матэрыял, можаш даць азначэнне паняццю, але пакуль твае веды адрывачныя і фрагментарныя.

Пры падрыхтоўць да ўрока заўсёды адказвай на пытанні да тэкста і ў цябе ўсё атрымаецца! 

6

Малайчына! Ты ўсвядомлена, поўна, правільна пераказваеш матэрыял, адказваеш на пытанні па тэксту. Выконваеш заданні на вывучаныя правілы па ўзору.

Наступны крок:
працаваць над
уменнем
выкарыстоўваць
атрыманыя веды
пры самастойнай
рабоце.

8

Малайчына! Ты умееш выкарыстоўваць набытыя веды: прыводзіш свае прыклады і аргументы, параўноўваеш, абагульняеш і робіш высновы, даказваеш сцвярджэнні. Самастойна выконваеш заданні.

Наступны крок: навучыцца прымяняць вывучанае ў новай сітуацыі.

10

Выдатна! Ты здольны прымяняць веды і ўменні ў незнаёмай сітуацыі: самастойна апісваеш і тлумачыш аб'екты, самастойна фармулюеш правілы, вызначаеш вучэбную праблему і прапануеш спосабы  яе вырашэння; рашаеш задачы рацыянальным спосабам; выконваеш творчыя работы і заданні 

 

Современный урок глазами детей и педагогов

           Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

         Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

         Современный урок - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. А еще - действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

         На современном уроке обязательно должны создаваться условия для формирования компетенций учеников (компетенция – способность личности справляться с различными задачами), использоваться современные педтехнологии, осуществляться личностно-ориентированый и индивидуальный подход, формироваться самостоятельность, умение и желание добывать знания, а не получать их в готовом виде.

         Безусловно, современный урок не возможен без выполнения определённых требований:

Дидактических

         Определение места в общей системе уроков;

         определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

         прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

         выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

         реализация на уроке всех дидактических принципов;

         создание условий успешного учения учащихся.

         Успех урока во многом зависит  от уровня общения учителя с учениками, организации взаимодействия учащихся друг с другом в доброжелательном и уважительном русле.

         Рациональная организация этапов урока, правильное чередование труда и отдыха, смена видов деятельности обеспечат здоровьесберегающую направленность урока и помогут сохранить здоровье учащихся.

         Современный урок – это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса.           

         Взаимодействие, партнёрство, совместное проектирование – черты современного урока.    

         Главным действующим лицом на любом уроке является учитель. Каков же он современный педагог?

         Прежде всего, человек, идущий в ногу со временем, способный меняться, совершенствоваться, владеющий современными педагогическими технологиями.

         Использующий нетрадиционные виды уроков, пришедшие из средств массовой информации, телевидения, которые привлекают внимание необычностью формы, возможностью участия большого числа школьников, состязательностью, интересным содержанием.

         А ещё  учителю важно научиться управлять образовательным процессом в рамках преподавания своего предмета.

        Уважаемые коллеги,отнеситесь к процессу подготовки к урокам не как к наказанию, а как к источнику своего профессионального роста, интеллектуальных, духовных и творческих сил.