История, вооруженная лопатой
28.11.2022Что такое археология и для чего она нужна? На эти вопросы, юным туристам-краеведам из Городищенской, Высоковской, Сошненской, Купятичской средних школ дал ответ А.Д.Горшков – старший преподаватель кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и его помощницы - преподаватель археологии Косюк Е.Ф. и их воспитанница, студентка 2 курса, которые навестили Пинский район с целью профориентационной работы, и проведения полевой практики на озере Городищенское 19 ноября 2022 года.
А как представляем археологию мы, обычные люди? Чаще всего это представление у нас складывается под влиянием приключенческой литературы или кинематографа, которые нередко показывают археологию как поиски сокровищ, а археологов - кладоискателями. К примеру, такие фильмы, как «Лара Крофт: расхитительница гробниц», «Индиана Джонс» и похожие. Но настоящая археология ничего общего с такими сюжетами не имеет. Археология – это тяжелый труд, а находками археологов чаще всего становятся осколки древней посуды, кости, кухонные отбросы и масса других «странных» и интересных лишь для них вещей. Драгоценности и клады тоже встречаются, но это случается очень нечасто. И, разумеется, никогда найденные предметы не становятся собственностью первооткрывателя, какими бы они не были. Потому что, все, что относится к культурно-историческому наследию нашей страны, на земле, под землей или водой, является собственностью государства. А археологи ищут не предметы забытых эпох, а информацию, которую могут «рассказать» о прошлом найденные предметы.
Археология – это раздел исторической науки, изучающий прошлое человечества и закономерности его развития по вещественным историческим источникам. Именно этим и отличается археология от других разделов исторической науки, имеющих дело в основном с письменными историческими источниками.
Можно сказать, что археология – это «история, вооруженная лопатой», и объекты ее исследования - не сами предметы, а древние сообщества людей или остатки жизнедеятельности древних обществ. От тех далеких эпох до нас дошла лишь малая часть материальной культуры в виде вещей или построек, которыми пользовались когда-то наши предки.
С интересом прослушали учащиеся информацию о Гродненском педагогическом университете и факультетах, на которые можно спланировать поступление. А затем Александр Дмитриевич передал слово своей студентке, которая рассказала о древних находках на территориях Брестской и Гродненской областей. Её работа была о фибулах - застёжках для одежды, одновременно служащая украшением. Родом они из бронзового века и средневековья. Их использовали древние греки и римляне, викинги, да и у древних славян они были популярны. А в Средневековье без них вообще никуда. Цари, князья, боги, все пользовались фибулами. Фибулы использовались для закрепления плаща, хитона, хламиды. Их использовали как мужчины, так и женщины.
Показав некоторые из находок ребятам, Александр Дмитриевич предложил пройти на берег озера, где в этом году в августе они проводили раскопки, и, рассказал и показал на практике, как проводятся раскопки. Учащимся, которые помогали, перебирая каждый кусочек земли в надежде найти «что-то», попалось несколько находок. Каждую «находку», им объяснил Александр Дмитриевич. Находки сортировались в специальные пакетики, согласно пластам земли.
Думаем, что это мероприятие учащиеся запомнят надолго!
P.S. Администрация ГУО «Пинский районный центр туризма и краеведения детей и молодежи» выражает огромную благодарность Дьякончук И.С., директору Городищенской СШ за оказанную помощь в организации мероприятия.
|
Кучинская С.А., директор ГУО «Пинский районный центр туризма и краеведения детей и молодежи»
|