История, вооруженная лопатой

28.11.2022

Что такое археология и для чего она нужна? На эти вопросы,  юным туристам-краеведам из Городищенской, Высоковской, Сошненской, Купятичской средних школ дал ответ А.Д.Горшков – старший преподаватель кафедры истории Беларуси, археологии  и специальных  исторических дисциплин Гродненского государственного университета  имени Янки Купалы и его помощницы  - преподаватель археологии Косюк Е.Ф. и их воспитанница,  студентка 2 курса, которые навестили Пинский район с целью профориентационной работы,  и проведения полевой практики на озере Городищенское 19 ноября 2022 года.

 А как представляем археологию мы,  обычные люди? Чаще всего это  представление у нас складывается под влиянием приключенческой литературы или кинематографа, которые нередко показывают археологию как поиски сокровищ, а археологов - кладоискателями.  К примеру,  такие фильмы, как «Лара Крофт: расхитительница гробниц», «Индиана Джонс» и похожие. Но настоящая археология ничего общего с такими сюжетами не имеет. Археология – это тяжелый труд, а находками  археологов чаще всего становятся осколки древней посуды, кости, кухонные отбросы и масса других «странных» и интересных лишь для них  вещей. Драгоценности и клады тоже встречаются, но это случается очень нечасто. И, разумеется, никогда найденные предметы не становятся собственностью первооткрывателя, какими бы они не были. Потому что, все, что относится к культурно-историческому наследию нашей страны, на земле, под землей или водой, является собственностью государства. А археологи  ищут не предметы забытых эпох, а информацию, которую могут «рассказать» о прошлом найденные предметы.

Археология – это раздел исторической науки, изучающий прошлое человечества и закономерности его развития по вещественным историческим источникам. Именно этим и отличается археология от других разделов исторической науки, имеющих дело в основном с письменными историческими источниками.

Можно сказать, что археология – это «история, вооруженная лопатой», и объекты ее исследования - не сами предметы, а древние сообщества людей или остатки жизнедеятельности древних обществ. От  тех далеких эпох до нас дошла лишь малая часть материальной культуры в виде вещей или построек, которыми пользовались когда-то наши предки.

С интересом прослушали учащиеся информацию о Гродненском педагогическом университете и факультетах, на которые можно спланировать поступление. А затем Александр Дмитриевич  передал слово своей студентке, которая рассказала о древних находках на территориях Брестской и Гродненской областей. Её работа была о фибулах -  застёжках  для одежды, одновременно служащая украшением.  Родом они из бронзового века и средневековья. Их использовали древние греки и римляне, викинги, да и у древних славян они были популярны. А в Средневековье без них вообще никуда. Цари, князья, боги, все пользовались фибулами. Фибулы использовались для закрепления плаща, хитона, хламиды. Их использовали как мужчины, так и женщины.

Показав некоторые из находок ребятам, Александр Дмитриевич предложил пройти на берег озера, где в этом году в августе они проводили раскопки,  и, рассказал и показал на практике, как проводятся раскопки. Учащимся, которые помогали, перебирая каждый кусочек земли в надежде найти «что-то», попалось несколько находок. Каждую «находку»,  им объяснил Александр Дмитриевич. Находки сортировались в специальные пакетики, согласно пластам  земли.

Думаем, что это мероприятие учащиеся  запомнят  надолго!

 P.S. Администрация ГУО «Пинский районный центр туризма и краеведения детей и молодежи» выражает огромную благодарность Дьякончук И.С., директору Городищенской СШ за оказанную  помощь в организации мероприятия.

 

 

Кучинская С.А., директор ГУО «Пинский районный центр туризма и краеведения детей и молодежи»

 

Фотогалерея: