Технологии визуализации в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

23.12.2021
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этом учебном году в нашем учреждении дошкольного образования – ГУО «Ясли-сад №4 Пинского района» – мы тоже решили следовать современным и необходимым тенденциям использования технологий визуализации в образовательном процессе.

 Сначала для педагогов был проведен семинар «Учимся у книги», на котором воспитатели были мотивированы на  педагогический поиск внедрения в практику новых форм работы с воспитанниками.

Актуализируя роль художественной литературы в развитии коммуникативных умений и навыков, раскрывая суть и содержание используемых методов и приемов на занятиях по образовательной области «Художественная литература», в работе с педагогами заместителем заведующего О.П. Атановой использовалась технология аппликационного и рисованного скрайбинга.

Взаимосвязь вербальной и визуальной информации помогала педагогам легко воспринимать теоретический аспект семинара, поскольку текст преобразовывался в простые символы и предметы, которые мы встречаем в повседневной жизни. А заодно и демонстрировался опыт применения скрайбинга.

В процессе следующей консультации для педагогов о техниках визуализации, используемых в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста, коллегам были продемонстрированы некоторые из основных техник визуализации: таймлайн, интеллект-карта, скрайбинг, инфографика, скетчинг, сторителлинг.

Воспитатели дошкольного образования смогли в ходе практической части попробовать их применение: как используя скрайбинг, объяснить некоторые понятия и визуализировать стихотворный текст, как с помощью интеллект-карты познакомить детей с представлениями в рамках тематической недели, что такое сторителлинг, и как с его помощью не только объяснить сложный материал простыми словами на конкретных примерах с использованием опорных картинок, но и дать возможность самим детям создавать и рассказывать истории!

А далее воспитатели дошкольного образования яслей-сада продемонстрировали на практике полученные знания о техниках визуализации в образовательной деятельности с воспитанниками.

В рамках открытых занятий для педагогов учреждения в старшей группе, воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории Н.М. Шерневич провела развлечение в форме квеста «Путешествие по сказкам или Проказы Бабы Яги», на котором с успехом воспользовалась одной из техник визуализации.

 Воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории А.Л. Грузд в специальной группе познакомила воспитанников с русской народной сказкой «У страха глаза велики». На занятии были объединены единой темой произведения различных жанров – сказка и пословица, что позволило ребятам закрепить представление о жанровых особенностях. А использование аппликационного скрайбинга сделало возможным синхронизировать визуальную и вербальную информацию.

Воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории Г.К. Пошелюк для самых маленьких воспитанников от 2 до 3 лет рассказала сказку В. Бианки «Лис и мышонок» с использованием наглядности в виде иллюстраций, а также элементов драматизации.

Человеку, а тем более ребенку свойственно мыслить образами. При необходимости человек может восстановить, «развернуть» весь текст. Для скрайбинга много не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чем рисовать, и тех, для кого эти рисунки предназначены.

 Надеюсь и уверена, что начатая работа в этом учебном году будет иметь продолжение, поскольку наши педагоги теперь не только активно  используют наглядность в образовательном процессе, но и умело визуализируют учебный материал от иллюстраций до моделирования объектов.

  

 Заместитель заведующего по ОД

ГУО «Ясли-сад №4 Пинского района» Оксана Петровна Атанова