Педагогический опыт как система методов, приемов и средств обучения русскому языку в условиях профильного обучения

19.04.2019
16 апреля 2019 года на базе ГУО «Пинковичская средняя школа имени Якуба Коласа» Пинского района прошло заседание проблемной группы учителей русского языка и литературы, преподающих на повышенном уровне, в форме школы-практикума.

16 апреля 2019 года на базе ГУО «Пинковичская средняя школа имени Якуба Коласа» Пинского района прошло заседание проблемной группы учителей русского языка и литературы, преподающих на повышенном уровне, в форме школы-практикума.

На заседании рассмотрена тема «Педагогический опыт как система методов, приемов и средств обучения русскому языку в условиях профильного обучения».

Не секрет, что в современном мире школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Выпускник должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно и критически мыслить, искать рациональные пути решения разнообразных проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Крышко Г.В., учитель русского языка и литературы ГУО «Городищенская средняя школа» Пинского района, уверена, что эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном процессе. ИКТ позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИКТ позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учащимся. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда учащегося и учителя, самостоятельной исследовательской работе учащихся для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам.

Педагоги обсуждали и вопросы использования активных форм и методов работы: диспутов, бесед с коллективным обсуждением, лингвистических разборов, составления обобщающих схем, таблиц как средства повышения уровня знаний с учетом развития языковой, коммуникативной и лингвокультурологической компетенций, учащихся в процессе изучения русского языка.

Корзан Н.Г., учитель русского языка и литературы ГУО «Высоковская средняя школа имени Днепровской флотилии» Пинского района, сказала, что давно замечено, что у человека остается в памяти, а соответственно и в навыках, гораздо больше, когда он участвует в процессе с интересом, а не наблюдает со стороны. Большую роль в развитии интереса к тому или иному предмету играет, бесспорно, внеклассная работа – кружки, конкурсы, викторины, предметные и тематические дни, олимпиады. Применение нетрадиционных, нестандартных форм внеурочной деятельности благотворно сказывается и на образовательном процессе. Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Правильно организованная система представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ребенка, которая обеспечит воспитание свободной личности в любой момент их деятельности. Наиболее продуктивно это осуществляется в свободное от обучения время.

Байко Г.В., учитель русского языка и литературы ГУО «Ставокская средняя школа» Пинского района, обратила внимание на то, что направленность учебного процесса в современной школе предполагает обеспечение такой системы средств и методов подготовки школьников, которая в наибольшей мере ориентирует учащихся на общие и специфические особенности учебной работы, вооружает необходимыми знаниями, умениями и навыками для будущей профессиональной деятельности.

Учитель русского языка и литературы ГУО «Молотковичская средняя школа» Пинского района А.В. Стойко А.В. отметила, что организация целенаправ­ленной и системной работы по развитию творческих способностей и ис­следовательских умений учащихся на уроках русского языка при реализации профильного обучения по­может достичь определённых целей: повы­сить интерес ребёнка к изучению данного предмета; нацелить его на достижение более высоких результатов, что в итоге будет способство­вать развитию творчески активной лично­сти, заинтересованной в самостоятельном познании.

Гаркович С.М., учитель русского языка и литературы                             ГУО «Пинковичская средняя школа имени Якуба Коласа» Пинского района, поделилась опытом работы в ресурсном центре по русскому языку. В кабинете русского языка накоплен богатый методический и практический материал по подготовке к олимпиаде, который используется на занятиях ресурсного центра. В целях эффективной работы с учащимися учитель разработала определённую систему заданий для подготовки к различным видам конкурсной деятельности.

Светлана Михайловна отметила, что систематическая работа, проводимая учителем не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы, способствует развитию речеведческих умений и навыков учащихся, позволяет реализовать их в практической деятельности, способствует развитию языковой, коммуникативной и лингвокультурологической компетенций, учащихся в процессе изучения предмета.

Учебно-методический блок предполагал посещение урока русского языка в 11 классе по теме «Отделяющая и выделяющая запятые в разных синтаксических конструкциях». Урок провела Гаркович С.М. Члены проблемной группы, анализируя этапы урока, отметили достижение поставленных целей и задач, выполнение его основных функций и этапов. Огромное внимание на уроке Светлана Михайловна уделяла развитию у учащихся умения применять знания, аргументировать свой ответ, работе по развитию речи учащихся. Высокая воспитательная направленность урока была достигнута за счет умело подобранного текстового материала, используемого на уроке, наглядного материала. В течение всего урока прослеживалось, что учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата, и это важный позитивный момент.

 На этом же заседании подвели итоги работы проблемной группы за 2018/2019 учебный год. Учителям было предложено заполнить анкеты, позволяющие проанализировать результативность занятий в этом году и отследить нерешённые методические вопросы. Руководитель акцентировала внимание на подготовке материалов для составления и издания сборника «Уроки русского языка в классах с профильным обучением».

В ходе работы проблемной группы были составлены алгоритмы применения орфографических и пунктуационных правил при подготовке обучающихся к выполнению заданий высокого уровня, разработаны варианты тестовых заданий по основным разделам русского языка.

С.К.Кохнович, методист РУМК, обратила внимание на использование современных образовательных технологий с целью реализации компетентностного и личностно-деятельностного подходов, использовании различных приёмов и методов мотивации учащихся на уроках русского языка на повышенном уровне для повышения качества знаний.

 

Г.В.Крышко, руководитель проблемной 
группы учителей русского языка и литературы,
                                              С.К.Кохнович, методист РУМК