Тьюторство как ресурс развития учащихся

19.05.2016

На базе ГУО «Молотковичская средняя школа» Пинского района прошел региональный семинар. Тема семинара – технология тьюторского сопровождения одаренных учащихся как способ построения индивидуальной образовательной траектории. 

По словам директора Молотковичской СШ Д.С. Тарасенка задачи семинара – развитие социального партнерства в сфере образования и социальной деятельности, повышение информированности о современном состоянии системы образования, содействие обмену образцами управленческой и педагогической деятельности в сфере образования и социальной деятельности, возможность для профессионального общения и обмена опытом.

«Тьюторство в современном образовательном пространстве» – тема выступления заместителя начальника отдела образования, спорта и туризма Л.Н. Дворанинович. Людмила Николаевна рассказала подробно о том, что образовательная политика, в качестве одного из приоритетов инновационной деятельности в общем образовании определяет индивидуализацию общего образования, одним из ключевых инструментов которой выступает организация тьюторского сопровождения учащихся. 

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что сегодня задачей образования и воспитания является не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и формирование у школьников индивидуальной познавательной активности, самостоятельности, способности к успешной социализации, будущей адаптации на рынке труда и самореализации в жизни.

Новизна проекта состоит в том, что в его рамках создается модель тьюторского сопровождения одаренных учащихся как способа построения индивидуальной образовательной программы, что может послужить основанием для модернизации общего образования в направлении его индивидуализации.

Традиционная система образования не склонна поддерживать индивидуальную активность ребенка. Классно-урочная система поощряет в первую очередь исполнительский тип поведения. В рамках же индивидуальных образовательных программ ученик может выбирать себе задание, подходить к его решению творчески, пробовать различные модели решения. У ребенка вырабатывается умение организовать самостоятельный поиск знания. Тьютор выступает в качестве организатора условий, в которых возможна образовательная активность ребенка в режиме проб и поиска, организует события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся. Цель тьютора – помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо, выход в самообразование учащегося, создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим.

О тьюторстве как ресурсе индивидуально-личностном развитии учащихся рассказала заместитель директора по учебной работе Молотковичской СШ О.П. Избицкая. Одна из приоритетных задач индивидуального обучения – сохранение и последующее развитие индивидуальности ученика, его интеллектуального и личностного потенциала. Акцент ставится именно на сохранении неповторимого облика ребенка, который проявляется в его учебной деятельности, и в социализацц личности, и всаморазвитии ученика. Следующая цель направлена на обеспечение средствами индивидуального обучения – выполнения учащимися учебной программы. Педагог определяет все моменты, которые необходимо доработать, он предупреждает потенциальное отставание ребенка в учебе.

Тьюторское сопровождение в Молотковичской школе реализуется в течение трех последних лет в рамках подготовки обучающихся к предметным олимпиадам, исследовательской деятельности. Тьюторское сопровождение строится на взаимоотношениях «тьютор – ученик» как взаимодействие двух личностей. Позиция тьютора по отношению к обучающемуся – позиция партнера, друга, советчика и консультанта.

Основными формами тьюторского сопровождения являются индивидуальные и групповые тьюторские консультации. Основными технологиями в работе учителя в рамках тьюторского сопровождения являются технологии, которые наиболее соответствуютприроде тьюторского сопровождения – технология проектной деятельности, технология консультирования, тренинговая, ниформационно-коммуникационная, активного и интерактивного обучения.

«Избыточная образовательная среда как необходимый фактор индивидуализации» – тема выступления заместителя директора по учебной работе гимназии № 2 г. Бреста.М.В. Васько. Марина Викторовна подробно рассказала всем присутствующим об опыте работы коллектива гимназии по реализации инновационного проекта.

Об актуальных вопросах освоения тьюторства как динамично развивающегося педагогического явления рассказала учитель физики Молотковичской СШ С.В. Суховерхая. Также своим опытом работы по технологии тьюторского сопровождения одаренных учащихся поделились учитель химии Ж.Г. Сидоревич и учитель биологии Молотковичской СШ Т.И. Гетман.

Далее заместителям директоров учреждений образования области была представлена возможность работать в группах по следующим заданиям: «личностно-ресурсное картирование», «индивидуальный маршрут учащегося», «основные формы, методы и технологии тьюторского сопровождения».