Читательская грамотность как средство развития личности учащихся

01.03.2017

Человек перестает думать, если перестает читать.

М.Дидро

«Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение», – утверждал Д. С. Лихачев. Сегодня, когда перед школой стоит задача воспитания личности с морально-этическими ценностями и критическим мышлением, очень важно учить подрастающее поколение читать вдумчиво и осмысленно, то есть совершенствовать читательскую грамотность учащихся. По определению PISA, читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.              

С участием учителей русского языка и литературы на базе Пинковичской СШ  прошел вебинар по теме «Оценка читательской грамотности учащихся в контексте международных сравнительных исследований». Руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО Ковалева Г.С. рассказала о Международных  сравнительных исследованиях PISA, PIRLS, TIMSS,  компетентностной модели в исследовании PISA.

Остановилась Галина Сергеевна на вопросах оценки читательской грамотности в международных сравнительных исследованиях, анализе  банка открытых заданий исследования PISA.

Совершенствуя читательскую грамотность учащихся, мы воспитываем думающего человека, который способен не только воспринимать написанный текст, но и видеть его глубокий смысл, критически оценивать содержание прочитанного, соотносить его с личным опытом.

С.К.Кохнович, методист ГУМУ «Пинский районный учебно-методический кабинет»