Учебно-методическое объединение педагогов дополнительного образования туристско-краеведческого профиля
21.03.201817 марта состоялось районное учебно-методическое объединение педагогов дополнительного образования туристско-краеведческого профиля и ответственных в учреждениях образования за туристско-краеведческую и экскурсионную работу.
С целью знакомства с экскурсионными объектами Брестчины, обмена опытом по теме формирования гражданско-патриотического воспитания молодежи средствами музейной педагогики участниками РУМО был проделан маршрут Пинск – Молодово – Достоево – Мотоль.
В Молодово ознакомились с памятником народного деревянного зодчества конца XVIII века - церковью Вознесения Господня и увидели старинный колокол, по некоторым данным самый старый на территории современной Беларуси, сохранившийся до наших времен с 1583 года.
Было проведено также знакомство с католической часовней-ротондой – усыпальницей рода Скирмунтов, построенной в 1908 году в стиле ампир - памятником архитектуры неоклассицизма (на данном этапе находится в процессе реконструкции, что очень радует).
Церковь Вознесения и часовня Скирмунтов включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Далее по маршруту – народный литературно-краеведческий музей Достоевской средней школы, где великолепную экскурсию провела Пуцыкович Валентина Владимировна (руководитель музея). В музее педагоги увидели множество уникальных артефактов. Среди экспонатов особо ценны такие, как «Карта земельных наделов д. Вулька-Достоевская 1865 г.», «Карта границ имения д. Достоево», «Карта земельных угодий фольварка Новошицы 1927 года», подорожная книга монаха Киево-Печерской лавры 17 века, подборка журналов «Нива» за 1912 год, гражданский паспорт царского образца 1912 года, издание произведений Ф.М.Достоевского 1912 г., биография Ф.М. Достоевского 1891 г., в издательстве Павленкова, прижизненная фотография Ф.М.Достоевского, а также уникальные архивные материалы о представителях рода Достоевских, полное собрание сочинений Ф. М. Достоевского в 20 томах.
Затем наш путь лежал в поселок Мотоль, где педагоги-краеведы посетили два музея - музей народного творчества и музей археологии «Нашы карані».
Чтобы сохранить для потомков необычную культуру Западного Полесья был создан музей, в восьми залах которого рассказывают об особенностях этого удивительного местечка - Мотоль.
Здесь можно увидеть коллекции археологии, керамики, ткачества, вышивки, иконописи и живописи, посуды и мебели. Мотоль издавна славился своими мастерами. Местные ткачи, портные, резчики по дереву были известны далеко за пределами родного местечка. Здесь также можно узнать и об истории местечка: работники создали диораму древнего Мотоля и воссоздали интерьер полесской хаты.Одна из наиболее интересных коллекцией музея - собрание фотографий Мотоля, сделанных на самодельном фотоаппарате местным фотографом Алексеем Минюком, который на протяжении пятидесяти лет (с 1927 по 1977 года) сделал около четырех тысяч снимков родного местечка.
В музее археологии «Нашы карані» с интересом краеведы прослушали экскурсию об истории Полесья от первобытных времен до периода Древней Руси, увидели карты-схемы границ археологических культур, изображения или макеты жилищ людей разных периодов, предметы, фрагменты предметов, найденные во время археологических раскопок. Специально для музея были созданы макеты первого вертикального ткацкого станка, лука и стрел, сверлильного станка и керамической посуды.
Цель мероприятия достигнута. На вооружение педагогов-краеведов, занимающихся организацией экскурсионной работы в учреждениях образования района, взят интересный познавательный маршрут, который можно варьировать, дополнять или уменьшать.
Современный человек, не только педагог, жаждет не столько знаний, сколько общения. В музее возникает возможность насыщенного диалога, поскольку предметом общения становятся ценности культуры, одинаково значимые и для аудитории, и для экскурсовода. Особенно желанным это общение делает то, что всякая экскурсия - погружение в стихию путешествия, отвлечение человека от повседневности или, как формулировал Райков, выход "из ограниченной футлярной обстановки, будет ли это футляр школы или футляр обыденных профессиональных интересов".
Путешествуйте с удовольствием.
С.А.Кучинская, директор РЦТиК,
Н.А.Лецук, методист РЦТиК,