Об отделе

Система образования Пинского района в 2021/2022 учебном году представлена 34 учреждениями общего среднего образования (24 средние школы, 6 базовых школ, 1 начальная школа, 3 учебно-педагогических комплекса), 27 учреждениями дошкольного образования, 2 учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, ГУСО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района», ГУО «Молотковичская вспомогательная школа-интернат», ГУО «Социально-педагогический центр Пинского района», ГУМУ «Пинский районный учебно-методический кабинет, ГУО «Оздоровительный лагерь Поречье Пинского района», УСУ «Детско-юношеская спортивная школа».

В 2021/2022 учебном году в учреждениях образования района обучается 4067 учащихся (-74 к 2020/2021 учебному году), из них 392 – первоклассника          (-  15). Учреждения дошкольного образования посещают 1621 ребенок (- 62).

Средняя наполняемость классов – 11,0 человек (в 2020/2021 учебном году – 11,1), наполняемость групп в учреждениях дошкольного образования – 14,3 чел. (в 2020/2021 учебном году – 14,7).

Образование Пинского района имеет сегодня достаточный кадровый ресурс, который призван обеспечить качество образования на всех его уровнях.

В учреждениях образования заняты 1 885 работников, в том числе  960 педагогов (в школах -  664  педагога, детских садах – 296 педагогов), которые имеют достаточный образовательный и квалификационный уровень: 91,4% педагогов школ и 59,5% педагогов учреждений дошкольного образования имеют высшее образование, высшую и первую квалификационные категории имеют 82.4% педагогов школ и 64,5% учреждений дошкольного образования, квалификацию «учитель-методист» - 0,2% педагогов учреждений общего среднего образования.

На республиканском конкурсе педагогического мастерства «Учитель года Республики Беларусь - 2020» от Брестской области выступали Савицкая Юлия Анатольевна, воспитатель Пинковичского я/с, и Пригодич Николай Константинович, учитель биологии Молотковичской СШ. На областном этапе Савицкая Юлия Анатольевна признана абсолютным победителем в номинации «Воспитатель дошкольного образования», а Пригодич Николай Константинович награжден дипломом второй степени в номинации «Химия, биология».

Инновационные проекты Оснежицкой СШ «Внедрение модели формирования опыта нравственного поведения у учащихся I ступени общего среднего образования», Валищенской СШ «Укараненне этнакультурных тэхналогій для пашырэння і ўзбагачэння адукацыйнага асяроддзя ўстановы адукацыі» и Молотковичской СШ «Внедрение модели формирования деловой активности учащихся на основе вовлечения в предпринимательские проекты» продолжают реализацию в 2021/2022 учебном году. Приступили к реализации в 2021/2022 учебном году два учреждения: ЦКРОиР  «Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» и Пинковичская СШ «Внедрение модели формирования культуры межличностного общения как фактора создания бесконфликтного пространства учреждения образования».

В 2021 году проводилась целенаправленная работа по повышению качества образования на всех его уровнях и ступенях.

Дошкольное образование

Создание здоровьесберегающей системы в дошкольных учреждениях, внутренний мониторинг организации работы по охране жизни и здоровья детей обеспечивают тенденцию снижения уровня их заболеваемости. В 2020 году пропуск детей по болезни составил 1,5 детодня, что на 1,1 ниже прошлого года (в 2019 г. – 2,6; 2018 г. – 2,6 дня, 2017 г. – 2,7; 2016 – 2,8 детодня)  и значительно ниже областного показателя – 4,42 детодня.

Перспективным в обеспечении доступности дошкольного образования является развитие новых форм его организации. С учетом их востребованности открыто 38 групп кратковременного пребывания для 288 воспитанников (+ 39 воспитанников к 2019 г.; 2019г. – 36 групп для 249 воспитанников; 2018г. – 39 групп для 319 воспитанников; 2017 – 24 группы для 303 воспитанников;). Наибольшим спросом пользуются адаптационные группы и материнские школы.

Согласно Кодекса для удовлетворения запросов семьи, с учётом интересов и склонности детей, организована работа платных услуг в сфере образования в количестве 34 групп различной направленности. Данной работой охвачен 351 ребёнок, что составляет 39,5%, что на 2,9% ниже прошлого года (2019 – 371 (42,4%); 2018 г. – 236 (27,4%); 2017 г. – 185 (21,7%); 2016 г. – 176 (19,4%). Приоритет родители отдают занятиям хореографией (176 детей).

Проводится работа по оснащению учреждений дошкольного образования средствами воспитания и обучения.

Благодаря принятым мерам оснащенность учреждений дошкольного образования средствами обучения в 2020 году увеличилась до 89,2% (2019 год – 88,8%; 2018 г. – 87,1%; 2017 г. – 85,1%; 2016 – 83,4%). По-прежнему низкий показатель оснащения надворным оборудованием, и составляет 62,3% (в 2019 – 60,9%; 2018 – 59,75%; 2017 – 59,07%; 2016 – 62,89%).

Общее среднее образование

Созданная образовательная среда в системе общего среднего образования позволила в 2021 году достичь позитивных результатов по основным позициям образования.

26% (- 4,9% к 2020 году; 2020 г. – 30,9%, 2019 г. – 28,4%; 2018г. – 25,9%, 2017г. – 22,5%, 2016г. – 29,4%) учащихся 10-11-х классов (122 учащихся из 10 учреждений образования) охвачены профильным обучением. Функционируют 5 групп профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических специальностей на базе Молотковичской СШ (2), Купятичской СШ, Пинковичской СШ, Оснежицкой СШ для учащихся 10-11 классов, 2 группы на получение сельскохозяйственных (аграрных) специальностей - на базе Плещицкой СШ и Ставокской СШ.

Успешно прошла итоговая аттестация, награждены золотой и серебряной медалью 12 (4,5%) выпускников (в 2020 г. – 10 (4,1%), в 2019г. – 10 (3,3%), в 2018 г. – 11 (4%), в 2017 г. – 19 (6,8%), в 2016 г. – 10 (3,2%), свидетельства с отличием об общем базовом образовании получили 14 (3,3%) выпускников 9 классов (в 2020 г. – 24 (6,2%), в 2019 г. – 18 (4,4%), в 2018 г. – 16 (4%) в 2017 г. – 18 (4,1%), в 2016 г. – 19 (4,4%).  

В 2020/2021 учебном году на областном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам учащиеся удостоены 4 дипломов, в том числе 2 диплома 2 степени, 2 - 3 степени (2020 год – 1 диплом 2 степени, 3 – 3 степени (4); 2019 год – 1 диплом 1 степени, 3 – 3 степени (4); 2018 год – 1 диплом 1 степени, 1 – 2 степени (2); 2017 год - 7 дипломов 3 степени). Учащаяся Пинковичской СШ Малышева Юлия на заключительном этапе республиканской олимпиады по обслуживающему труду удостоена диплома 3 степени (2019г. – 4; 2018г.-  2, в т.ч. 1 в РБ; 2018г. -  2, в т.ч. 1 в РБ; 2017г. – 7; 2016г. – 4).

Программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) в 2021/2022 учебном году реализуется по трем моделям и шести профессиям: «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» - 179 обучающихся / 51,6% (2020/2021 учебный год – 188 / 55,6%), «Овощевод» - 37 обучающихся /10,7 % (53 / 15,7 %), «Швея» - 65 обучающихся / 18,7% (43 / 12,7%), «Столяр» - 21 обучающийся / 6,0% (10 / 3%), «Исполнитель художественно-оформительских работ» - 1 обучающийся / 0,3% (2 / 0,6%), «Официант» - 41 обучающийся / 11,8 % (42 / 12,4 %).

По результатам освоения программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» в 2021 году выдано 146 свидетельств установленного образца (по специальности «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» выдано 93 свидетельства, по специальности «Швея» - 13 свидетельств, «Столяр» - 10 свидетельств, «Официант» - 25 свидетельств, «Овощевод» - 5 свидетельств.

В целях пропаганды здорового образа жизни среди учащихся, вовлечения их в систематические занятия физической культурой и спортом ежегодно проводится круглогодичная спартакиада учащихся школ - соревнования по 11 видам соревновательной программы (легкая атлетика, кросс, футбол, многоборье «Защитник Отечества», волейбол (девушки) и (юноши), настольный теннис, шашки, шахматы, мини-футбол, лыжные гонки).

Важнейшей составляющей образовательного процесса является воспитательная работа, поскольку молодежь – это главная инвестиция в будущее, которая обеспечит сохранение и развитие страны.

Одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики является развитие социальной активности молодых людей через молодежное парламентское движение. Участие в нем дает возможность сформировать лидерские качества, умение работать в команде, развивать способность действовать целенаправленно, выдвигать идеи и нести за них ответственность.

В рамках реализации международной инициативы «Город дружественный детям» в Пинском районе действует Детский парламент. В состав парламента входят представители всех учреждений общего среднего образования Пинского района (32 учащихся). Заседания парламента проходят на базе ГУО «Центр творчества детей и молодежи» Пинского района в виде тренинговых занятий, также в онлайн формате посредством платформы Microsoft Teams, группы в социальной сети ВКонтакте и мессенджера Viber.

Юные парламентарии  принимают активное участие в создании социально-значимых мини-проектов, по инициативе парламента в районе проводится, уже ставший ежегодным, конкурс проектов «Мой успех в моих руках». Некоторые из проектов-победителей уже были реализованы («СелфИстории», «Воркаут площадка», “Парк Логиш”).

В финале конкурса проектов «Мой успех в моих руках - 2021», проводимого Детским парламентом, была предоставлена 21 работа от 14 учреждений образования. Победителями и призерами были признаны 5 проектов. На данный момент силами районного Детского парламента реализуется культурно-досуговый проект Стытычевской СШ «Не можешь сам, давай со мной!», старт проекта начался с дистанционного конкурса детского и молодёжного творчества «#ЯМОГУ».

В рамках недели Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь состоялся круглый стол «В символах государства – история моего народа», в рамках которого ребята из районного Детского парламента встретились с помощником Пинского межрайонного прокурора Лемешевским   С.С., начальником отдела   идеологической   работы   и   по   делам   молодежи Бушиком  Ю.Г.

Благодаря усиленной агитационной и разъяснительной работе с обучающимися и их законными представителями о значимости детских и молодежных общественных организаций в жизни подрастающего поколения, процент участия учащихся района в общественных организациях «БРСМ» и «БРПО» достаточно высок. Общее количество участников ДМОО, включенных в республиканский реестр, пользующихся государственной поддержкой, составляет 3418 участников или 92% от общего числа учащихся 2-11 классов (+ 11,13% к прошлому году). Увеличилось количество участников ОО «БРПО», создан второй отряд ДОО «АБГ» (гайды) на базе ГУО «Оснежицкая средняя школа» Пинского района, а также за счет включения всех участников команд по интеллектуальным играм в БЛИК. Численность ОО «БРПО» составила 2618 учащихся 2-11 классов, численность ОО «БРСМ» - 518 учащихся.

Члены детских и молодежных общественных объединений Пинского района принимают активное участие в различных акциях, конкурсах и мероприятиях. Пионерские дружины принимают активное участие в онлайн-конкурсах: “ЭкоТимуровцы”, “Суперзвездочка”, “Познай Беларусь”,  “Паштоўка Вогніку”. В копилке ДМОО района более 10 дипломов областного уровня и 5 республиканского.

Значимое достижение – победы и призовые места на республиканском  конкурсе научных разработок и педагогического опыта «Традиции и инновации в деятельности ОО «БРПО», а также небывалый прорыв на областном этапе II республиканского конкурса «Суперзвездочка», где команда Молотковичской СШ стала победителем и представляла Брестскую область на республиканском этапе конкурса.

 Особенность гражданско-патриотического воспитания Пинского района заключается в совместной деятельности ОО «БРПО» с Музеем пионерской славы, расположенным на базе Центра творчества детей и молодёжи, где воспитание ребят идёт через живое общение с ветеранами пионерского движения, комсомола, участниками боевых действий в Афганистане и др. Также в Музее пионерской славы проходят торжественные приемы учащихся в ряды ОО «БРПО», проводятся традиционные праздники для пионеров района: День рождения БРПО, День юного героя-антифашиста, праздник пионерской дружбы, праздник пионерского костра.

Одним из важных направлений в формировании у обучающихся готовности к выполнению гражданского и воинского долга, укрепления чувства патриотизма, гордости за свой народ и Отечество, стало участие учащихся Пинского района в областных учебно-тренировочных сборах по военно–патриотической подготовке «Победитель».

Специаль­ное образование

Развитая сеть специального образования обеспечивает высокий процент охвата детей с ОПФР и составляет на протяжении 7 лет 100%.

В районе функционирует 2 учреждения специального образования – ГУСО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района», ГУО «Молотковичская вспомогательная школа-интернат».

На уровне дошкольного образования открыто 4 специальные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи и 23 группы интегрированного обучения и воспитания, 18 пунктов коррекционно-педагогической помощи.

Для учащихся с особенностями психофизического развития на уровне общего среднего образования обеспечено интегрированное обучение и воспитание в 70 классах, 3 учащихся обучается на дому, пункты коррекционно-педагогической помощи функционируют на базе 9 учреждений общего среднего образования.

Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации является координатором специального образования. В ЦКРОиР функционируют 2 специальные группы (11 воспитанников), 2 специальные класса (20 учащихся) для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

Молотковичская вспомогательная школа-интернат является базой для проведения районных, областных мероприятий. Ее учащиеся становятся дипломантами областных конкурсов. В школе функционирует 19 классов-комплектов, 2 специальные группы.

С целью формирования толерантного отношения к лицам с ОПФР в районе проводятся массовые мероприятия с участием детей с ОПФР и инвалидностью, а также детей, не относящихся к категории с ОПФР. Так, 10 месяцев 2021 года проведено 9 районных мероприятий (в 2020 – 7, 2019 году – 4), в которых приняли участие 1043 обучающихся, из них 246 детей с ОПФР (в 2020 году – 771 ребенок, из них 293 ребенка с ОПФР, 2019 году –  246 детей, из них 115 с ОПФР).

Опыт работы по формированию инклюзивной культуры общества представляется на районном, областном, международном уровне. Материалы, посвященные проблемам специального образования, публикуются в «Настаўніцкая газета», районной газете «Полесская правда», освещаются телерадиокомпанией «Варяг», выкладываются на сайте отдела по образованию Пинского райисполкома, сайте ЦКРОиР, областного ЦКРОиР, на страничках в социальных сетях.

Взаимодействие с благотворительными учреждениями, религиозными конфессиями позволяет улучшить материально-техническую базу ЦКРОиР.

Охрана детства

Немаловажной в деятельности отдела по образованию и учреждений образования района остается работа по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

В течение 2021 года районным межведомственным координационным советом по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» находящимися в социально опасном положении (далее – СОП) признаны 68 детей, которые проживают в 32 семьях, прекращено исполнение решения о признании ребенка находящимся в СОП в отношении 47 детей из 20 семей. Из них в связи с нормализацией семейной обстановки решение прекращено в отношении 34 детей, что составило 72,3% от общего количества детей, снятых с учета СОП (2015 год в связи с нормализацией семейной обстановки с учета СОП снято 83 (54,3%) ребенка; 2016 год – 66 (45,2%) детей; 2017 год – 123 (68,7%); 2018 года – 71 (57,7%) ребенок; 2019 год – 128 (78,5%) детей, 2020 год – 53 (66,3%).

По состоянию на 1 октября 2021 г. в Пинском районе на учете детей, признанных находящимися в СОП, состоят 61 ребенок из 29 семей или 0,7% от общего количества детей в возрасте от 0 до 18 лет, проживающих в районе.

За 2021 год на основании решения комиссии по делам несовершеннолетних Пинского райисполкома нуждающимися в государственной защите были признаны 10 детей из 6 семей (2015 год – 27 детей из 9 семей; 2016 год – 24 ребенка из 9 семей; 2017 год – 22 ребенка из 11 семей; 2018 год – 12 детей из 6 семей; 2019 год – 22 ребенка из 7 семей, 2020 год – 21 ребенок из 9 семей), в 4 родные семьи возвращено 9 детей или 60,0% от общего количества несовершеннолетних, снятых с учета нуждающихся в государственной защите (2015 год – 13 (59,1%) детей; 2016 год – 12 (44,4%) детей; 2017 год – 10 (50,0%) детей; 2018 год – 9 (56,3%) детей; 2019 год – 15 (62,5%) детей, 2020 год – 10 (76,9%) детей).

По состоянию на 1 октября 2021 г. на учете детей, признанных нуждающимися в государственной защите, состоит 11 детей из 6 семей.

Всего в 2021 году родительских прав лишены 10 родителей в отношении 11 детей, которые приобрели статус детей, оставшихся без попечения родителей (в 2015 году родительских прав лишено 7 родителей в отношении 10 детей; 2016 году – 12 родителей в отношении 15 детей; в 2017 году – 9 родителей в отношении 16 детей; в 2018 году – 12 родителей в отношении 13 детей; в 2019 году – 17 родителей в отношении 24 детей, в 2020 году – 7 родителей в отношении 6 детей).

На семейных формах жизнеустройства в Пинском районе по состоянию на 1 октября 2021 г. находятся 149 детей со статусом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них: 73 ребенка проживают в 50 опекунских семьях, 27 детей находятся на воспитании в 17 приемных семьях, 49 несовершеннолетних являются воспитанниками 7 ДДСТ. Средняя наполняемость приемных семей составляет 1,6. Средняя наполняемость ДДСТ составляет 7,0.

В бюджет Пинского района на 1 октября 2021 г. обязанными лицами возмещено 216896,16 белорусского рубля, что составляет 62,9% (2015 год – 45,7%, 2016 год – 40,1%, 2017 год – 39,7%, 2018 год – 42,9%, 2019 год – 51,0%, 2020 год – 52,6%).

         Подвоз учащихся и воспитанников дошкольных учреждений

В 2021/2022 учебном году осуществляется подвоз 1094 учащихся и воспитанников, из них 758 (18,6%) школьников и 336 (20,7%) дошкольников.