Какие дети могут быть переданы на воспитание в приемную семью

На воспитание в приемную семью передаются дети, в том числе находящиеся на воспитании в домах ребенка, социально-педагогических учреждениях, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательных школах-интернатах, специальных общеобразовательных школах-интернатах, домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития и иных детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Передача детей в приемную семью осуществляется с учетом их желания, а по достижении возраста десяти лет - только с их согласия.

Братья и сестры, как правило, передаются на воспитание в одну приемную семью.

При устройстве в приемную семью менее четырех приемных детей и наличии у приемной семьи необходимых условий договором об условиях воспитания и содержания детей устанавливается возможность увеличения числа приемных детей, в том числе устройства в нее на воспитание вновь выявленных братьев и сестер приемного ребенка (детей), лишившихся попечения родителей.

При невозможности размещения в одной приемной семье братьев и сестер дети могут быть переданы на воспитание в приемные семьи, проживающие на расстоянии, позволяющем обеспечить постоянное общение приемных детей, приемный родитель обязать обеспечивать их регулярное общение.

Дети с особенностями психофизического развития, дети-инвалиды, дети в возрасте до трех лет передаются в приемную семью только при наличии в семье необходимых условий.

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать, 4 человек.

Какие документы передаются приемному родителю вместе с ребенком? 

На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация учреждения образования, организации здравоохранения, организации социального обслуживания передают приемным родителям следующие документы:

– свидетельство о рождении ребенка;

– медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью;

– документ об обучении (образовании) - для детей, получающих общее среднее образование;

– документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка и другие);

– сведения о наличии братьев и сестер и их местонахождении;

– опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

– документ, подтверждающий наличие у ребенка жилого помещения либо свидетельствующий о занимаемом им жилом помещении;

– иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка.

Документы  передаются непосредственно приемным родителям по акту не позднее дня заключения договора об условиях воспитания и содержания детей.

Весьма важным является и вопрос материального обеспечения ребенка, принятого на воспитание в приемную семью.

На содержание каждого приемного ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, размер которых устанавливается Правительством Республики Беларусь (подробнее см. главу 3 Положения об условиях и порядке предоставления государственного обеспечения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям, находящимся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 6 июля 2006 г. № 840.

При передаче на воспитание в приемную семью ребенка-инвалида или ребенка, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими), приемным родителям одновременно передается пенсионное удостоверение и разъясняется порядок обращения по вопросу о выплате пенсии в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства приемной семьи. Если пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца не была назначена, то приемным родителям передаются имеющиеся документы, подтверждающие право на пенсию (документы о стаже работы и размере заработной платы родителей, заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении ребенку инвалидности и другие), и разъясняется порядок обращения в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите с заявлением о назначении пенсии.

При наличии медицинских и социальных показаний, копии рецепта врача (заключения врачебно-консультационной комиссии) и платежных документов (документов об оплате) управление (отдел) образования на основании заявления приемного родителя ходатайствует перед местным Советом депутатов о выплате приемному родителю денежных средств на приобретение для приемного ребенка (детей) лекарственных средств, изделий медицинского назначения или технических средств социальной реабилитации.

Условия оплаты труда приемных родителей в зависимости от количества взятых на воспитание детей, их возраста и наличия у них особенностей психофизического развития устанавливаются Министерством труда и социальной защиты.

В случае, если воспитанник приемной семьи достиг совершеннолетия до завершения обучения в учреждении общего среднего либо специального образования, ежемесячные денежные выплаты на содержание осуществляются до завершения обучения и решения вопроса о зачислении его в учреждение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования либо до его трудоустройства (регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите), но не более трех месяцев со дня окончания обучения.

Контроль за расходованием средств и управлением имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, осуществляется управлением (отделом) образования.

Имущество, приобретенное для приемной семьи за счет средств бюджета, принимается на баланс управлением (отделом) образования. Приемные родители обязаны обеспечить сохранность этого имущества и имущества, принадлежащего приемным детям.

При досрочном расторжении либо по истечении срока трудового договора имущество, приобретенное для приемной семьи за счет бюджетных средств, передается управлению (отделу) образования.